О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Из поучений отца нашего Иоанна
архиепископа Константинопольского Златоустого

Апостол Павел говорит, что жена спасется чадородия ради, аще пребудетъ в вере и любви и во святыни съ целомудриемъ (1 Тим. 2, 15). Он говорит о воспитании, что отцы и матери могут пожать плоды добродетели своих детей, когда хорошо воспитают их. В том не малая, но весьма великая будет состоять для них награда, что они воспитали ратоборцев Христу.

Впрочем, каким образом спасется жена, если она сама будет безчестна и исполнена безчисленных пороков? Ужели воспитание детей принесет ей какую-либо пользу? Не будет ли вероятным, что она воспитает их подобными себе? О добродетельной матери говорит он это, а не о всякой, что она получит великую награду и воздаяние. Слушайте сие отцы и матери: воспитание детей для вас не останется без награды.

Подлинно, немаловажное дело посвятить Богу детей, данных от Бога. Если они твердыя опоры и основания положат под здание, то будут иметь великую награду; а за нерадение подвергнуться наказанию. Ибо и Илий погиб чрез своих детей, потому что ему надлежало вразумлять их, - и он, правда, вразумлял, но не так как следовало бы. Ему не хотелось огорчать их, и он и их, и себя погубил.

Слушайте сие отцы. Наставляйте детей своих в наставлении и поучении Господнем с великим тщанием. Юность неукротима и имеет нужду во многих наставниках, учителях, руководителях, надсмотрщиках, воспитателях. И только при таких условиях возможно обуздать ее. Что конь необузданный, что зверь неукротимый, тоже самое есть и юность.

Поэтому если в начале и с перваго возраста поставим для нея надлежащие пределы, то впоследствии не будем иметь нужды в великих усилиях; напротив потом привычка обратится для них в закон. Но позволим им делать то, что приятно, и вместе вредно; не будем угождать им, потому что они дети; но преимущественно будем сохранять их в целомудрии. Ибо угождение более всего приносит вреда юности.

О целомудрии их мы особенно должны заботиться, к этому особенно должны быть внимательны. Скоро будем брать для них жен, чтобы они, имея чистое и нерастленное тело, соединялись с ними. Такая любовь особенно пламенна. Кто был целомудренным до брака, тот тем более останется таким после брака. Напротив кто до брака научился любодействовать, тот и после брака станет делать тоже самое. Ибо сказано в Писании: человеку блудну всякъ хлебъ сладокъ (Сир. 23, 23).

Для того и возлагаются на голове венцы, - в знак победы, - что они, не быв побеждены, вступают в брачный чертог, - что они не были одолены похотью. Если же кто, увлеченный сладострастием, предался блудницам; то для чего после этого он имеет венец на голове, когда он побежден? Это им будем внушать, этим будем их вразумлять, устрашать, угрожать, делая то и другое. Нам вверен важный залог – дети. Будем поэтому заботиться об них и употребим все меры, чтобы лукавый не похитил их у нас.

Между тем теперь у нас все проходит наоборот. Мы употребляем всевозможныя для того усилия, чтобы поле было хорошим, и чтобы вверить его благонадежному человеку, - и погонщика ослов и мулов, и надзирателя, и повереннаго мы отыскиваем искуснаго; а на то, что для нас всего дороже, именно - на то, чтобы поручить сына человеку. Который бы смог сохранить его в целомудрии, не обращаем внимания, не смотря на то, что сие стяжание ценнее всех прочих и ради его приходят остальныя блага. Об имуществе для них мы заботимся, а об их самих – нет.

Видишь ли. Какое безумие овладело нами? Прежде образуй душу сына твоего, а стяжания он уже после получит. Если душа у него нехороша, то он не будет иметь не малейшей пользы от денег; и наоборот если ей дано правильное образование, то бедность нисколько не повредит ему. Хочешь ли оставить его богатым? Научи его быть добродетельным. Ибо, таким образом, он может и состояние умножить; если же и не умножит его, то по крайней мере, он ничем не будет хуже людей зажиточных.

Между тем. Ежели он будет злой, то хотя бы ему были оставлены тобою безчисленныя сокровища, ты не оставил хранителя им, а сделал его несчастнее тех, которые впали в самую крайнюю бедность. Ибо для детей, не получивших правильного образования, бедность лучше богатства; потому что первая, даже мимо их воли, удерживает их в пределах добродетели, между тем последнее, хотя бы кто и желал сего, не позволяет вести жизни целомудренной, но увлекает, ниспровергает и вводит в безчисленное множество преступлений.

Вы, матери, больше всего смотрите за дочерми: попечение это для вас не трудно. Наблюдайте за тем, чтоб они сидели дома, а прежде всего учите их быть благочестивыми, скромными, презирать деньги и не слишком заботиться о нарядах. Так и в замужество отдавайте их. Если так образуем их; то вы спасете не только их, но и мужа, который возмет ее, - и не только мужа, но и детей, - и не одних детей, но и внуков. Если корень будет хорош, то и ветви будут лучше развиваться, - и за все это вы получите награду.

Поэтому все будем так делать, как прилично заботящимся о благе не одной души, но о многих через одну. Ибо дочери при вступлении в брак, должны так выходить из отеческого дома, как выходят борцы из места состязаний, то есть, они должны знать в точности всю науку, помощию которой они могли бы, подобно закваске, все смешение возвести к собственной красоте.

И сыновья опять до того должны быть скромны, чтобы скорее всего можно было узнавать их по их благонравию и целомудрию, и чтобы они заслужили великую похвалу и от людей, и от Бога. Пусть они научатся обуздывать чрево, воздерживаться от излишних издержек, быть расчетливыми, нежно любящими, пусть они научатся повиноваться власти. Ибо, таким образом, они могут доставить родителям великую награду.

Тогда все будет к славе Божией и нашему спасению, о Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Стефан Дерябин. Т.1.-М., 1881.- С. 344 - 347

 

 

На главную

Сайт создан в системе uCoz