ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ
О СПАСЕНИИ
ОПЫТ РАСКРЫТИЯ НРАВСТВЕННО-СУБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ СПАСЕНИЯ
НА ОСНОВАНИИ СВ. ПИСАНИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТООТЕЧЕСКИХ.
Архимандрита Сергия
Аз есмь лоза, вы же рождие. (Ин. 15, 5)
ИЗДАНIЕ ВТОРОЕ.КАЗАНЬ
Типо-литографiя Императорскаго Университета.
1898.
О Г Л А В Л Е Н И Е
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ.Вопрос о личном спасении. (Речь перед защитой магистерской диссертации).
ВВЕДЕНИЕ.Часть I
Происхождение правового жизнепонимания. Католичество. Протестантство, как поправка католичества. Призрачность протестантского спасения.
Часть II
Католичество после протеста. Попытка объяснить начало новой жизни магическим превращении.
ГЛАВА ПЕРВАЯ.Правовое жизнепонимание пред судом Св. Писания и Св. Предания
Необходимость доброделания. Себялюбие, как основа правового жизнепонимания. Следы этого понимания в Св. Писании и Св. Предании. Невозможность с правовой точки зрения объяснить отношения Бога к человеку. Милость, как основной закон этих отношений. Заслуга de congruo. Извращение нравственной жизни при правовом понимании. Обличение наемничества св. отцами Церкви. Чем объяснить следы правового жизнепонимания в Св. Писании и Предании.
ГЛАВА ВТОРАЯ.Вечная жизнь
Вечная жизнь, как Богопознание, как Богообщение. Святость как содержание вечного блаженства. Самоценность добра и его естественность для человека. Отсутствие чуждых нравственности начал в христианском учении о высшем благе.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ.Возмездие
Отношение настоящей жизни к будущей. Причина кажущейся потусторонности последней. Происхождение понятия возмездия. Учение о возмездии, как естественном следствии в Св. Писании; - в Св. Предании: у свв. Иринея Лионского, Григория Нисского, Макария Египетского, Ефрема Сирина, Василия Великого, Кирилла Иерусалимского, Иоанна Златоуста, Ипполита Римского. Понятие о Правде Божией.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ.Спасение
Отличие православного учения о спасении от правового. Учение о спасении в Ветхом Завете. В Новом Завете. Понятие о спасении в Св. Предании. Спасение, как дело нравственное, а не механическое. Прощение грехов. Несостоятельность протестантской пронунциации. Невменение, как домирное предположение всего домостроительства. Нравственный перелом, как внутренняя сущность оправдания. Учение о том в Св. Писании. У оо. Церкви: Кирилла Иерусалимского, Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Кирилла Александрийского, Ефрема Сирина, Иустина Мученика. Мысли преосв. Феофана. Облачение во Христа. Свободный акт решения, как основной в таинстве, вопреки западному превращению. Вывод о характере полученной праведности. Возможность утраты. Зачаточный характер праведности крещения. Задача последующей жизни человека.
ГЛАВА ПЯТАЯ.Вера
Отличие православной и правовой точки зрения на вопрос об условиях спасения. Неопределенность в ответе на этот вопрос в Св. Писании и Предании. Способ разъяснения этой неопределенности. Вера, как единое условие спасения. Происхождение веры и ее действительность в душе человека. Ошибка протестантов. Значение веры в самом свободно-благодатном акте возрождения человека. Определение верой дальнейшей жизни человека. Вера, как начало жизни. В чем именно состоит спасительность веры? Вера и дела. Заключение: спасение по милости через веру.
ПРИЛОЖЕНИЕ.Выдержки из "Богословского вестника", июль 1895 г.
Отзывы архим. Антония (Храповицкого) и проф.Соколова В.А. о сочинении архим. Сергия (Страгородского)
Издательский отдел Московского Патриархата
Иосифо-Волоцкий монастырь
Издательство "Просветитель"
Москва 1991Библиотека форума "Православная беседа": http://pravbeseda.org/library
Сайт создан в системе uCoz