4. Комплекс самоограничений в целях достижения нравственного совершенства — аскеза получила в Православии свою интерпретацию.
Главные особенности православной аскетики состоят в следующем:
— путь единения с Богом не нарушает личной свободы христианина, но проявляет ее самым полным, совершенным образом. «Православное учение утверждает именно синергизм Божественной благодати и человеческой свободы». Синергизм понимается как соработничество, совместное действие благодати и воли человека;
— богообщение — это не награда за заслуги, а следствие милости Божией;
— есть три уровня отношения человека и Бога: раб и рабовладелец (страх наказания), наемник и хозяин (награда) и сын и отец («Отче наш...»);
— забота о собственной пользе не отвергается христианством. Святые отцы считали, что забота о себе — исходный пункт доброделания, но не самоутверждение, не потакание своим инстинктам;
— аскетика стремится к подавлению страстей, к «уничтожению хаоса плоти», но не к подавлению энергии, которая их порождает. Стоики призывали к апатии, к бесстрастию в борьбе с искушениями, а христианство предполагает переориентацию страстной по природе натуры человека. Исаак Сирин писал: «Страсти лучше отрицать памятованием добродетелей, чем сопротивлением», а Феофан Затворник считал, что «в духовной жизни умирание не есть престание жизни, а порождение новых начал жизни, отметающих прежние».
Аскетизм и мироотрешенность, равно как и ожидание конца этого мира со Вторым пришествием Иисуса Христа, остаются со времен первохристиан тезисом истинных Его последователей, и особенно тех, кто всецело посвятил себя Богу.
«Как же в таком случае будет существовать человечество, если все люди уподобятся монахам-отшельникам?» — спрашивают невоцерковленные люди.
Отвечая на этот вопрос, следует вспомнить, что жизненная сила христианства заключается в антиномичности учения Спасителя и наряду с тезисом непринятия «мира, лежащего во зле», существует и антитезис — преобразования мира в процессе сотворчества, его изменения в соответствии с Божественным Промыслом.
Поэтому любая человеческая деятельность, и прежде всего хозяйственная, должна соотноситься с Божественной волей, а потому любому верующему предпринимателю необходимо постоянно сверять свои действия с теми нравственными установлениями, которые даны в учении Церкви.
Назовем это положение принципом нравственного соотнесения.
Нужно всем понять, что, пока в России продолжается нравственный «беспредел», все православные люди должны способствовать его прекращению и участвовать в формировании высоконравственных норм отечественного предпринимательства.
Как же совместить христианскую нравственность и прибыльность предпринимательского дела?
Отметим вначале, что поскольку бесприбыльное дело обречено на провал, то при выборе цели предпринимательской деятельности, и особенно при составлении бизнес-планов, вопросу соотнесения затрат и выручки должно быть уделено самое серьезное внимание, и в этом отношении православный предприниматель ничем не отличается от неверующего человека.
Главным же в православном подходе к делу, как указано выше, является нравственное соотнесение целей предпринимательской деятельности с принципами христианской морали.
Следует также иметь в виду, что цели предпринимательской деятельности должны быть согласованы с общей национальной задачей возрождения нашей экономики, направлены на то, чтобы помочь нашему народу выстоять в эти нелегкие времена.
Нужно помнить, что нашим детям придется расплачиваться за грехи отцов, возвращать долги, восстанавливать или отстраивать заново многие производства, реанимировать истощенные недра, восстанавливать культуру земледелия, животноводства, птицеводства, возрождать народные промыслы.
Время, когда распродажа нефти и газа, спекулятивные операции заграничным ширпотребом, челночный бизнес и торговля недвижимостью давали баснословные прибыли, уже прошло. Есть все признаки снижения прибыльности спекулятивных операций и на российском фондовом рынке, где государство строит шаткие финансовые пирамиды, особенно опасные в условиях финансовой нестабильности мировой экономики. Верующим деловым людям нужно активизировать свою деятельность в сфере реального производства, несмотря на его временную малоприбыльность, и начать, видимо, придется с товаров народного потребления.
Например, в условиях свертывания производства отечественных продуктов питания весьма перспективным выглядит возрождение лучших наших традиций в этой области. Уверен, что если в таких крупных городах, как Москва, Санкт-Петербург и другие, широко возродится снабжение населения отечественным продовольствием, в том числе популярными совсем недавно пирожками, блинами, горячим чаем, пончиками или разливным квасом, то засилью «хот-догов», гамбургеров и «спрайтов» придет конец.
Возвращение продовольственного рынка отечественным предпринимателям является сейчас крайне необходимым из-за резкого ухудшения качества потребляемых населением страны продуктов. В стратегическом же плане представляется целесообразным занять пустующую сейчас в России «нишу» товаров для «среднего класса». Этот класс, хотя и медленно, возрождается в нашей стране.
Таким людям не нужны и сверхдорогие, сверхмодные товары. Однако они должны иметь возможность посетить в день какого-то торжества недорогой ресторан с национальной кухней, а не забегаловку или стриптиз-клуб, купить новый автомобиль, для которого можно легко приобрести запасные части, иметь хорошую библиотеку классики, а не комиксов.
Обидно, если все это будет «схвачено» иностранным или компрадорским (на чужие деньги созданным) бизнесом.
Здесь православным предпринимателям и нужно искать «свой интерес», и чем скорее они начнут свои действия, тем лучше. Если же таких людей будет много и соотнесение их личных интересов с национальными будет соответствовать христианской нравственности, то с Божией помощью экономика России достаточно быстро пойдет в гору.
Возрождение национальной экономики отнюдь не означает самоизоляцию наших производителей, не отрицает участия российских предпринимателей в международной торговле. Однако предпринимательские интересы должны соотноситься не только с национальными, но и с христианской нравственностью.
Особую тревогу вызывают различные эмульгаторы и стабилизаторы, содержащие канцерогенные вещества и наносящие прямой ущерб здоровью человека. Лучше воздержаться от сбыта продуктов с их содержанием, чем брать лишний грех на душу. Ведь не напрасно многие эмульгаторы и стабилизаторы не допускаются к применению в пищевых продуктах, продаваемых в промышленно развитых странах, и те, кто завозит и продает у нас такие продукты, знают об этом, но искушение ничем не сдерживаемой наживы часто берет верх...
Нравственная с позиций христианства цель предпринимательской деятельности совпадает, как мы видим, с общегуманной нравственной оценкой целей бизнеса. Однако христиане должны и на всех этапах реализации целевых установок соотносить свою деятельность с учением Церкви.
Реализация этого принципа в повседневной жизни вызывает порой у многих невоцерковленных людей недоумение. Для них совершенно необычным и совсем необязательным кажется требование фиксации сомнительных, с точки зрения нравственности, поступков и искреннее раскаяние о соделанном во время исповеди. Да и сама исповедь кажется им неким формальным ритуалом перед причастием.
Иногда, особенно в тех случаях, когда совесть не дает покоя такому человеку, искреннее покаяние священнику все же приносится, но человек, выйдя из храма, продолжает делать то, в чем он недавно каялся, с еще большим упорством и удивляется, почему дела у него идут все хуже и хуже.
Недавно один московский предприниматель раскаялся в том, что недостойно вел себя при получении права на строительство дополнительного торгового павильона. Посчитав после раскаяния, что уже прощен, он начал строительство, но трижды был вынужден его прекращать по совершенно разным причинам.
Он снова пошел к священнику, у которого исповедовался, пожертвовал значительную сумму денег на восстановление храма, но не получил благословения на строительство павильона. Раздосадованный «непониманием», он все же завершил строительство, но новый павильон пришлось вскоре закрыть по требованию муниципальных чиновников, усмотревших ряд нарушений в оформлении уже выданной разрешительной документации.
|